Инклюзивное образование является одним из процессов трансформации системы образования. Оно предполагает включение детей с особыми образовательными потребностями независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей в общеобразовательную среду, их социальную адаптацию и интеграцию в социум.
Ссылаясь на Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-II «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» социальная и медико-педагогическая коррекционная поддержка детей с ограниченными возможностями начинается с рождения ребенка до достижения им совершеннолетнего возраста путем проведения массового комплексного медицинского, психологического, педагогического и социального обследований, оказания медицинских, педагогических, психологических, социальных услуг и трудового обучения.
Инклюзивное образование подразумевает устранение (стирание) различий путем активной инклюзии каждого ребенка; совершенствование преподавания и создание учебной среды на основе индивидуализированного подхода и устранения препятствий для детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивная среда предоставляет возможность развивать гражданские, социальные, коммуникативные и другие компетенции у детей с особыми образовательными потребностями, что позволит им стать полноценными участниками учебно-воспитательного процесса, повысить самооценку и обеспечить чувство комфортности в образовательной среде.
Ведь ребёнок рождается и растёт в семье, раскрывает свой личностный потенциал и взрослеет в школе, вырастая, преобразуется в полноценного члена общества.
И, деятельность школы, являющейся промежуточно-связующим звеном, направлена на гармоничное развитие личности обучающегося, подкрепленное сохранностью физического и психологического здоровья ребёнка. Реализация инклюзивного образования осуществляется путем создания адекватных образовательных условий.
Общеобразовательные организации реализующие инклюзивное образование обеспечивают:
- доступ к качественному начальному, основному среднему, общему среднему образованию всех детей;
- создание специальных условий для удовлетворения образовательных потребностей всех обучающихся;
- создание «безбарьерной», доступной среды (образовательной, физической и др.);
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
- оснащение учебных кабинетов современным оборудованием (средства связи и коммуникации, сетевое взаимодействие, широкополосный Интернет, аудио- и видеотехника, компьютерные, мультимедийное, интерактивное оборудование).
Для обучающихся с ОВР в общеобразовательных школах создаются материально- технические условия, включающие обеспечение современными техническими
средствами, и оказывается всем обучающимся данной категории необходимый уровень поддержки для полноценного усвоения образовательных программ.
Социально-психологическое сопровождение обучающихся включает в себя спектр таких форм работы, как:
- информационно-плановую,
- диагностическую,
- коррекционную,
- консультативную,
- просветительскую,
- организационно-методическую.
Основной целью информационно-планового этапа является сбор и анализ полученной информации об индивидуально-личностных особенностях, обучающихся и наблюдение за поведением гимназистов в учебной и внеучебной деятельности.
Диагностический этап предполагает проведение первичного и вторичного диагностического обследования обучающихся различных ученических коллективов и параллелей по определенным параметрам (мыслительной, эмоционально-волевой и личностной сфер) и анализ полученных данных.
Консультативный этап ориентирован на выявление и «проговаривание» проблемы, совместную выработку стратегии поведения в создавшейся ситуации и нахождения «путей решения» через формулирование индивидуальных рекомендаций.
Коррекционный этап нацелен на выявление групп, обучающихся с «западающими» показателями обследуемых параметров, коррекцию и нормализацию обозначенных показателей через проведение обучающих занятий, тренингов, просмотр тематического видеоматериала.
Просветительский этап предполагает освещение вопросов социального взаимодействия (детско-родительских отношений, отношений в среде сверстников) и приемлемых способов построения конструктивных взаимоотношений с членами социума, а также повышение уровня психологической грамотности педагогического коллектива школы. Организационно-методический этап направлен на организацию внеурочного досуга гимназистов за счет вовлеченности в различные творческие школьные дела (через проведение общешкольных тематических акций и психологических недель) путем стимуляции позитивной активности учащихся (в рамках функционирования агитбригад, координации деятельности членов Совета самоуправления).
Тематика консультативных бесед с участниками УВП является разнообразной и включает в себя рассмотрение таких проблемных вопросов:
- наличие учебных трудностей и снижение учебно-познавательного интереса у обучающихся;
- взаимоотношения с родителями и ближним окружением;
- особенности внутрисемейного воспитания;
- профессиональное самоопределение и область профессиональных предпочтений.
С целью повышения психологической грамотности всех участников образовательного процесса проводится систематическая просветительская и профилактическая работа:
- с обучающимися (тематические беседы, «часы общения»; тренинги; обучающие занятия);
- с родителями обучающихся (классные и общешкольные родительские собрания, и тематические лектории, родительские форумы);
- с педагогическим коллективом школы (заседания МО классных руководителей психологические семинары-практикумы, педагогические советы).
В школе имеется в наличии компьютерная техника, используемая в учебном процессе, находятся специальные кабинеты с интерактивным оборудованием, лингафонно- мультимедийный кабинет, установлены интерактивные доски.
Совместная деятельность педагогического коллектива школы, конструктивный «отклик» родительской общественности и активная учебно-социальная позиция обучающихся создают предпосылки для формирования комфортной психологической среды всего образовательного пространства.